По результатам опроса социологического исследования по изучению миграционных процессов в отрасли, проведенного по заказу Минздрава РФ в пяти регионах страны, только 14 % медиков удовлетворены своей работой.
Многие врачи вынуждены работать на несколько ставок, а треть из них (34 %) желают уйти из государственных больниц с целью получать более высокую зарплату.
В опросе принимали участие 2 084 человека, из них 1 488 человек – медработники, 596 человек – учащиеся медицинских колледжей и медицинских вузов. Среди опрошенных две трети врачей (76 %) работают в одном лечебном учреждении, большинство из них – на нескольких ставках. Особенно это характерно для отдаленных и сельских районов, так как позволяет увеличить доход медработника в связи с отсутствием медицинских кадров в его районе. В нескольких учреждениях работают 18% респондентов. По результатам опроса 30 % тех, кто трудится в нескольких медорганизациях, параллельно работают в коммерческих клиниках.
Примерно 34 % медиков отмечают недовольство своим материальным положением, а 28 % опрошенных уровень собственных доходов устраивает. При этом вовремя не получают зарплату 14 % респондентов: 26 % сельских и 7 % городских медицинских работников.
Опрос показал, что только 19 % медицинских работников планируют уехать работать за границу, но лишь 4 % начали заниматься вопросами эмиграции.
В целом для медицины характерна большая текучка кадров, среди респондентов только 14% испытывают удовлетворение от своей работы, 47 % не желают видеть врачами своих детей. Среди тех участников опроса, кто намерен искать новую работу, 10 % ответили, что желают вообще уйти из специальности. Но общее число тех, кто находится в поиске – 4 %.
Положение врачей усубляется не только низкой зарплатой, несмотря на «повышения», о которых постоянно заявляет правительство и министерство здравоохранения, но и полным отсутствием социальной защищенности – отсутствием внеочередного предоставления жилья, медицинских услуг, санаторно-курортного лечения, льготного лекарственного обеспечения, а также предоставления внеочередных мест в школьных и дошкольных учреждениях и право бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.