За первый квартал нынешнего года аптечные продажи презервативов в России снизились на 20,5%, составив 3,5 млн упаковок. При этом в стоимостном выражении рынок вырос на 11% к аналогичному периоду 2015 года и достиг 627,2 млн рублей. Таковы данные исследований фармацевтического рынка компании DSM Group.
Презервативы занимают порядка 1,3% стоимостного объема в продажах нелекарственного ассортимента в аптеках России. За год через аптечную сеть было реализовано 330 различных наименований средств барьерной контрацепции, объединенных в 38 брендов. В прошлом году в России было продано 16,7 млн упаковок презервативов на сумму 2,5 млрд рублей, что на 40,4% больше, чем за 2014 год в рублях и на 4,4% — в упаковках.
Средняя стоимость одной упаковки в прошлом году составила 151 рубль, то есть на 34,5% больше, чем в 2014 году. Больше всего увеличение цен отразилось на брендах Control (в среднем наименования линейки данной марки стали стоить дороже на 42%), Contex (+40%) и Durex (+35%), минимальный прирост цен — у бренда Vizit (+8%). Презервативы отечественных производителей подешевели на 20,7%.
Наибольшей популярностью среди покупателей пользуются упаковки презервативов «№ 3», доля которых в натуральном объеме рынка составляет 70,8%. При этом аптекам наибольшую выручку приносят продажи упаковок «№ 12» — их доля в стоимостном объеме продаж достигает почти 50%, упаковка «№ 3» составляет 44% всех продаж презервативов в аптеке.
Больше всего отмечено уменьшение продаж больших упаковок. Так, продажи упаковки «№ 12» упали на 23,4% в натуральном выражении, «№ 100» — на 84%. Спрос на популярную упаковку «№ 3» уменьшился на 16%, а за счет увеличения цен объем выручки аптек по данной позиции вырос на 17%.
В I квартале 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года первая пятерка рейтинга брендов стоимостных объемов продаж осталась неизменной: лидер — бренды Contex и Durex, за ними, уступая в несколько раз, идут бренды Vizit, Sico и Viva. Максимальные приросты стоимостных объемов продаж в аптеках продемонстрировал бренд Durex, значительно увеличивший долю продаж (с 28% — в 2015 году до 39% — в 2016 году). Максимальный спад зафиксирован у бренда «Сенсекс» (-60%).
В рейтинге натуральных объемов продаж также на первых местах лидеры стоимостных рейтингов. Однако при сравнении двух периодов (I квартал 2016 и 2015 гг.) отмечаются изменения: бренд Durex (+20%) поднялся на вторую строчку, обогнав бренд Vizit (-44%), бренды Viva и Sico поменялись местами. Максимальное падение среди брендов первой десятки наблюдается у «Сенсекс» (-55%) и Sico (-49%), максимальный рост — Eros (+34%) и «Гороскоп любви» (+28%).