С целью ослабления загруженности врачей и экономии их времени Министерство здравоохранения РФ планирует ввести должности консультантов для пациентов или их родственников в больницах и поликлиниках, которыми могут стать практиканты.
Следует сократить время общения врача и пациента или врача и родственников пациента, а разъяснения по возникающим вопросам они могли бы получать у нового для медучреждений специалиста — консультанта. Об этом заявила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Владимировна Яковлева.
По слова заместителя главы ведомства, консультантами могут стать практиканты, для которых данная должность может стать профессиональным опытом, а для пациентов и их родственников — это возможность получить разъяснения о ходе лечения и узнать подробности диагноза. Учредить ставку консультанта может главный врач клиники.
Тем не менее многие эксперты выступают против введения данной должности. Так, по мнению профессора кафедры госпитальной хирургии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Евгения Евгеньевича Ачкасова, если пациент не понял, что врач не объяснил ему про диагноз и лечение, значит, виноват врач. Если у пациента возникли вопросы юридического толка, стоит обратиться в специальную юридическую контору. Он подчеркнул, что молодой врач не сможет набраться опыта, если будет отвечать на вопросы пациентов: помощник врача должен работать в связке с врачом и набираться опыта, глядя на старшего товарища.
Президент «Лиги защиты пациентов» Александр Владимирович Саверский предложил на место консультанта в медучреждении назначить серьезного профессионала. По его словам, консультировать пациентов в идеале может человек с несколькими специализациями — психолога, юриста и медика. В целом, по его мнению, психолог обязательно должен работать в любом медучреждении. В качестве альтернативного варианта вместо психолога в поликлинике или больнице может быть ставка конфликтолога.